«Альпинистское восхождение — естественная среда для проявления лидерских качеств, в силу, трудности и неопределенности обстоятельств и потому необходимости планирования, анализа, коммуникации и принятия решения в процессе восхождения»

1.Лидерство

Ни одно восхождение невозможно без того, чтобы кто-нибудь не взял на себя роль ведущего: его придумать, организовать и принимать решения тогда, когда это необходимо. Так чтобы, в конечном итоге, все прошло безопасно и было удовлетворение от результата. В этом роль лидера.

Лидерство — как способность брать на себя ответственность за результат, вне формального распределения обязанностей, стало высоко цениться и признаваться важнейшей компетенцией во многих областях деятельности: политике, корпоративном управлении, военном деле, спортивных и экстремальных практиках.

Альпинистское восхождение — естественная среда для проявления лидерских качеств, в силу, трудности и неопределенности обстоятельств и потому необходимости планирования, анализа, коммуникации и принятия решения в процессе восхождения. Эта способность почти не проявляется, когда восхождение совершается в группе друзей по знакомому несложному маршруту и критически необходима при прохождении трудного маршрута, в удаленном районе в группе альпинистов, которые впервые отправились в такое мероприятие вместе. В больших группах, экспедициях и обучающих ситуациях эта роль должна быть закреплена формально, как позиция руководителя, с соответствующим документом и/или ясной коммуникацией всем участникам мероприятия.

Типовые ситуации возникновения лидерства

 «Первый среди равных». Обычно нет выделенного формально лидера при ор- ганизации самостоятельных восхождений группой знакомых друг с другом аль- пинистов. Почти самопроизвольно распределяются роли в подборе снаряжения, планировании маршрута, прохождения трудных участков и т.п. Большинство решений принимаются совместно за счет неформальной коммуникации. Как правило, в силу естественного различия людей, в такой работе организации вос- хождения выделяется тот, кто берет больше инициативы на себя, высказывает взвешенные суждения, концентрирован больше на группе, чем на себе.

  1. Организатор восхождения. Тот, кому изначально принадлежит идея экспедиции или восхождения, кто берет на себя роль подбора коллектива.
  2. Самый опытный из альпинистов группы.
  3. Назначаемый проводящей организацией. Это типичная ситуация при проведении различных школ (сборов, мероприятий) обучения, когда ожидается, что назначен самый квалифицированный руководитель.
  4. Сертифицированный инструктор или гид. Это как правило великолепно технически подготовленный альпинист, который «по умолчанию» отвечает за принятие решений и безопасность всех участников группы.

Роли и функции лидера.

Лидер должен быть опытным, обладать подготовкой, соответствующей уровню восхождения, однако совсем необязательно, что он должен быть самый сильным участником группы. Важнее его инициативность, понимание ситуации, способность к коммуникации и выработке решения.

В процессе подготовки и самого восхождения лидер должен быть готов к следующим задачам:

  1. Обеспечение безопасности. В конечном итоге, важнейшим условием восхождения, является его безопасность. Поэтому лидер уже на этапе планирования должен побеспокоится о том, что все участники группы имеют соответствующее снаряжение, опыт и физические кондиции, а сам маршрут находится в безопасном состоянии. В процессе восхождения ответственность лидера состоит в по- вышенном внимании к изменяющимся условиям погоды, маршрута и состояния участников. Очевидно, что усталость влияет на принятие решения участниками, особенно при недостаточном опыте, поэтому обязательства лидера состоят в корректном напоминании, обращении дополнительного внимания или жестком принятии решения, прежде чем ситуация перейдёт из трудной в критическую.
  2. Планирование восхождения. При сложных восхождениях необязательно чтобы все аспекты были спланированы именно лидером группы, но важно чтобы кто- то побеспокоился о распределении этих работ по подготовке среди участников группы.
  3. Готовность делится опытом. Как правило лидер это один из самых опытных участников группы, поэтому важной частью лидерства является желание делится опытом, когда возникает запрос или возникает необходимость. В сложных восхождениях или экспедициях лидер обязан иметь адекватные восхождению знания о снаряжении, районе, маршруте, первой помощи, погоде.
  4. Обучение. В случае восхождения с малоопытными альпинистами или новичками роль лидера состоит в ненавязчивом обучении в форме демонстрации или рекомендации «по месту», так чтобы облегчить прохождение трудных форм рельефа или предупредить возникновение опасной ситуации связанной с неумением участника.
  5. Инициатива в принятии решения. При восхождении естественным образом возникает серия вопросов таких как: «Когда выходить на маршрут?», «Какой путь выбрать на конкретном участке?», «Когда необходимо связаться веревкой?» и т.п., поэтому задача лидера состоит в инициировании таких вопросов в правильный момент восхождения. Что не означает необходимость «диктовать» готовый ответ, если ситуация не имеет критических опасностей.
  6. Управление коммуникацией (арбитраж). При различных точках зрения, роль лидера состоит в принятии ответственности на себя и фиксации финального решения.

Ответственность лидера состоит в том, чтобы результат был достигнут, но совсем не обязательно, что все компоненты достижения этого результата он должен делать непосредственно сам.

Делегирование задач – важнейший компонент лидерства, это позволяет лидеру удерживать картину всего путешествия, нежели проваливаться в мелкие детали и решение узеньких вопросов. Более того делегирование дает шанс другим людям проявить себя и быть полезным для восхождения. Если кто-то в группе требует специальной заботы и помощи, лидер вполне может попросить более сильного члена коллектива о специальной опеке такого человека. В больших группах, особенно связанных с ситуацией обучения, лидеру следует выделить помощника (заместителя) для того, чтобы распределить задачи управления в большой группе.

Аварийные ситуации

 В альпинизме мы часто исходим из предпосылки, что ничего плохого не произойдет. Но иногда аварийные ситуации случаются, например, резкое ухудшение погодных условий или травмирование кого-либо из группы, что приводит к критической ситуации. В этих случаях фокус внимания переходит от просто безопасного восхождения к преодолению  аварийной ситуации. Соответственно меняется и роль лидера.

Если группа уже имеет руководителя, то в этом случае он должен переходить к более директивному стилю управления.

В случае небольшой неформальной группы аварийные ситуации требуют явного выделения лидера. Это может быть самый опытный или тот, кто по той или иной причине лучше всех понимает, что нужно делать в такой ситуации. При аварийной ситуации необходимы быстрые результативные действия, управляемые тем, кто подготовлен, и у кого больший опыт.

Лидер должен направлять других, контролировать общую ситуацию и предвидеть ее развитие на несколько шагов вперед.

В аварийной ситуации нужно придерживаться трех правил безопасности:

  1. Безопасность всей группы и спасателей не менее важна, чем безопасность пострадавшего.
  2. Действовать необходимо быстро, но продуманно и без лишних эмоций.
  3. Использовать технику и приемы, которые отработаны и знакомы; аварийная ситуация – не время для экспериментов.

В аварийных ситуациях неправильно полагаться исключительно на внешнюю помощь спасателей. Более того, большинство аварийных ситуаций – это порезы, ушибы, растяжения, переломы, и лишь небольшая часть из них действительно касается жизни и смерти. Поэтому ответственность за выход из аварийной ситуации и безопасное возвращение в первую очередь лежит на самой группе. Чтобы избежать трудностей и проблем, необходимо их продумывать и предвидеть. Лидер — это тот, кто продумывает наперед, задавая себе вопрос: «Что, если?», как до восхождения, так и во время восхождения. Лидер должен замечать ранние признаки усталости, мысленно прикидывать удобные места для бивуаков, контролировать время и следить за погодой. Он должен представлять, кто мог бы взять на себя роль руководителя, если обстоятельства потребуют этого. Умение оказывать первую помощь является обязательной техникой и знанием для каждого участника группы. Недостаточно один раз ознакомиться, с этим необходимо регулярно возвращаться к соответствующим тренингам. Часть важной информации может быть почерпнута из официального анализа несчастных случаев, опубликованных уполномоченными комиссиями федераций и национальных альпинистских клубов.

 

  1. Организация и проведение восхождений

Даже простое восхождение – это многокомпонентное мероприятие. После того, как выбран объект, лидеру предстоит решить много задач еще до самого восхождения как на пути подъездов и подходов, так и непосредственно на самом восхождении.

Организация и проведение восхождений (контрольные точки)
  1. До восхождения

(а) Анализ информации:

— анализ описания (путеводителей и карт);

— консультации с теми, кто проходил маршрут;

— определение технического уровня и ключевых точек (проблем или «ключей») маршрута;

— прогноз погоды, объективная и субъективная опасность (на момент восхождения см. главу «Окружающая среда»);

— получение пермита или разрешение по доступу в национальные парки, приграничную зону (в случае необходимости)

(б) Группа:

— оценка уровня технического мастерства и физических кондиций участников, необходимых для прохождения данного маршрута;

— определение оптимального размера команды;

— оценка уровня психологической совместимости

(в) Снаряжение:

— персональное и групповое снаряжение, необходимое на маршруте

(г) Подъезд и подход:

— оценка доступного автомобильного перемещения;

— оценка подходов к маршруту восхождения

(д) Планирование:

— оценка часов / дней (километров) подъезда и подхода, составление плана маршрута (также см. главу «Ориентирование»);

— оценка времени восхождения и спуска;

— фиксация на бумаге плана маршрута, чтобы к нему можно было вернуться в процессе путешествия.

  1. Район восхождения

— Проверка прогноза погоды и потенциальных опасностей на месте.

— Регистрация в спасательной службе или офисе национального парка, если необходимо.

  1. Подход и восхождение

— Проверка персонального снаряжения

— Проверка группового снаряжения и его перераспределение, если необходимо;

— Обсуждение плана: маршрута, места бивуаков, временной график, потенциальные сложности

— Зафиксируйте время, когда необходимо будет повернуть, независимо от того, достигнута вершина или нет.

— Постоянно оценивайте и регулируйте время возвращения с учетом

изменяющихся условий.

— Контролируйте расстояние между связками для необходимой коммуникации в команде

  1. Возвращение

— Назначьте точку сбора, если ожидаете, что связки будут двигаться своим темпом.

— При возвращении с восхождения убедитесь, что никто не остался один на тропе.

 

Друзья, безопасных восхождений!

Школа альпинизма. Учебное пособие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Explore More

Майская альпиниада «Актру-2016»

МРОО «ФАиС НСО» проводит традиционную альпиниаду в Актру (республика Алтай,хребет Северо-Чуйские белки,долина р.Актру) с 29 апреля по 11 мая 2016 года.

Новый раздел с материалами для обучения

Теоретическая подготовка играет важную роль в  формировании основных навыков  будущего альпиниста: работа со снаряжением, техника передвижения в горах, командная работа. В рамках подготовки к учебным модулям и восхождениям мы будем